Архив за месяц: Декабрь 2013

История комплаенс за рубежом

Можно говорить о том, что комплаенс зародился еще в самом начале 20 века,  а именно в FDA1906 году,  когда в США было создано FDA — Food and Drug Administration. Агентство стало регулятором в области фармацевтической и пищевой промышленности и создавало правила, которым участники рынка были обязаны следовать.

Однако, толчком бурного развития комплаенс в США стали скандалы 60-70 гг. 20 века, и в частности, Уотергейтский скандал, вскрывший многочисленные случаи коррупции, в том числе и в частных компаниях. Результатом этих скандалов стало принятие Акта о коррупции за рубежом 1977 года (FCPA — Foreign Corrupt Practices Act). FCPA установил жесткие правила контроля, ввел требования к бухгалтерской и финансовой документации, установил правила взаимоотношений с государственными чиновниками.

Вместе с принятием FCPA в конце 70 годов 20 века в США создается целый ряд регуляторов в других отраслях.

Ряд коррупционных скандалов 80 годов в США, и, в частности, скандал, связанный с закупками оружия для американской армии направил вектор развития комплаенса не только в область соблюдения императивных норм права, но и этических правил ведения бизнеса.

В начале 90х принимаются Federal Sentencing Guidelines (разъяснения о порядке применения уголовного наказания для организаций), которые содержат в себе четкие инструкции по созданию эффективной программы в области комплаенс, и, в том числе, правил этического регулирования, а в 2004 году они были дополнены положениями о необходимости знания менеджментом основных условий комплаенс программ.

Девяностые годы запомнились чередой масштабных корпоративных скандалов. Так, в 2001 году обанкротилась компания ENRON (крупнейшая энергетическая компания в США). Причиной банкротства стали серьезные внутренние нарушения деятельности, большое количество офшоров, в которые выводились активы компании, ну а кроме того и фальсификация отчетности, и, в частности, завышение размера убытков. За ENRON камнем полетела и компания Arthur Andersen — аудитор ENRON, которая участвовала в подготовке документации.

Анализируя причины кризиса ENRON, большинство аналитиков сходится во мнении, что это отсутствие эффективной системы внешнего и внутреннего контроля, противоречие между интересами менеджеров высшего звена и интересами корпорации в целом.

После скандала 2001 года внимание американских контролирующих органов усилилось, а это привело к пересмотру многими компаниями своей бизнес стратегии и созданию специальных служб, которые отслеживали соблюдение норм закона и этических правил, контролировали внутреннюю финансовую документацию.

Скандал c ENRON привел к принятию Закона Сарбейнза-Оксли (Sarbanes-Oxley Act, SOX), который серьезно ужесточил требования к финансовой отчетности организаций, а кроме того установил обязанность принятия кодексом корпоративного поведения, а также предоставления отчетности американским регуляторам.

2006 год отмечен серьезным коррупционным скандалом — делом Siemens. В результате расследования выяснилось, что указанная компания выплачивала огромные взятки в ряде государств, где она работала в целях «покупки бизнеса», то есть получения заказов, в том числе и от государственных органов. Известны случаи взяточничества в таких странах как Греция, Китай, Россия, Египет и других, причем взятки передавались по прямому указанию высшего менеджмента компании из «черной кассы».

После дела Siemens наличие комплаенс службы в транснациональных корпорациях становится безусловно обязательным, да и не столь крупные компании, работающие на рынке одной страны начинают серьезно относится к комплаенс вопросам.

2010 год — Великобритания после долгих обсуждений принимает Закон Великобритании о борьбе со взяточничеством (UK Bribery Act), положения которого по сути делают обязательным создание комплаенс служб, для тех компаний, которые подпадают под его экстерриториальное действие.

Как корабль назовешь…

voprosyПрактики, работающие в области комплаенс, зачастую затрудняются ответить на вопрос — как же  правильно назвать этот институт. Система внутреннего регулирования? Система соответствия нормам и правилам? Система внутреннего контроля компании? В чем же тогда отличие службы комплаенс от службы внутреннего аудита?

Итак, что такое комплаенс?

Комплаенс (англ. Compliance происходит от
глагола to comply — соответствовать) –   действие в соответствии с запросом или указанием.

Комплаенс – это широкий спектр мер, необходимых для обеспечения работы компании в рамках действующего законодательства и других применимых правил (отраслевые правила, этические правила и пр.)

 Комплаенс – внутренняя служба контроля в компании, основной задачей которой является минимизация широкого спектра рисков, возникающих в деятельности: налоговых, коррупционных, антимонопольных и др.

Compliance. Необходим ли этот институт в современном мире?

vesselЧасто приходится слышать голоса представителей различных компаний, которые говорят о ненужности комплаенса, о том, что это обычная бюрократизация нашей жизни, когда во главе угла стоит процесс, а не результат.

Говорят о том, что излишняя бумажная и процедурная волокита поглощает все время и силы сотрудников, тогда как решения можно принимать, а проекты реализовывать значительно быстрее и эффективнее.

Так ли это? Мы попытаемся разобраться в этом, определиться с тем, нужен ли этот институт, так стремительно развивающийся сейчас в России, современному эффективному бизнесу, или это лишь надстройка, убрав которую полностью мы откроем дорогу быстрым бизнес достижениям?

Данный блог, кроме того, несет и образовательную цель, помогая комплаенс специалистам различных компаний решать текущие задачи, стоящие перед ними.

Если у Вас возник комплаенс вопрос  — пишите по адресу: blog@complianceblog.ru и мы постараемся представить наш взгляд на проблему.

Обращаем Ваше внимание, что Ваш вопрос может быть опубликован.