Архив за месяц: Июнь 2014

Ох уж этот FATCA

Аббревиатура FATCA, пожалуй, знакома уже не только специалистам в банковском деле и FATCAюриспруденции, но и большинству обывателей — этот термин в последние дни явно среди фаворитов. Надо сказать, что имплементация требований FATCA, да и, собственно, сам закон являются  примерами того, какие тенденции мы наблюдаем в области контроля государства над деятельностью как физических лиц, так и юридических. О таких тенденциях мы говорили чуть ранее в блоге.  Действие FATCA выходит  за рамки борьбы с коррупцией, тем не менее специалисты по комплаенс, особенно в финансовом секторе вряд ли смогут избежать «общения» с данным нормативным актом.

Итак, что такое FATCA?

The Foreign Account Tax Compliance Act  — Закон США о налогообложении счетов иностранных налогоплательщиков вступил в силу 18 марта 2010 года.

В соответствии с нормами закона налогоплательщики в соответствии с законодательством США (физические и юридические лица, зарегистрированные на территории США) обязаны предоставлять налоговым органам США информацию о счетах, расположенных за пределами США. Кроме того, закон уполномочивает зарубежные финансовые организации предоставлять налоговым органам США (IRS) информацию о своих клиентах.  Задачей закона является прекращение практики сокрытия счетов и доходов налоговых резидентов США, получаемых за пределами США и таким образом — цель закона — борьба с уклонением от налогообложения в США.

Закон имеет экстерриториальное действие и устанавливает требования к банковским учреждениям, расположенным и зарегистрированным не только в США, но и на территории других государств, связанные с необходимостью предоставления информации о счетах налоговых резидентов США.

В FATCA можно выделить три основных смысловых блока:

  • Иностранные финансовые учреждения обязаны заключить соглашение c Федеральным налоговым управлением (IRS) в целях дальнейшего раскрытия информации о держателях счетов, их персональных данных, адресов и осуществляемых большинстве транзакций (при этом ряд транзакций, такие как пенсионные накопления можно исключить из списка раскрываемой информации). При этом, если в дальнейшем иностранное финансовое учреждение не заключает соглашение с IRS, то при осуществлении расчетов через такое финансовое учреждение американских налоговых резидентов автоматически будет удерживаться 30 процентов от платежа в пользу американского бюджета.
  • Резиденты США  (U.S. persons — физические лица, являющиеся гражданами США, а также граждане имеющие право на постоянное проживание на территории США) у которых открыты зарубежные счета или имеются иные финансовые зарубежные активы, обязаны раскрывать информацию о них, заполняя специальную форму. При этом сумма денежных средств на счетах должна превышать 50000 долларов США. Держатели счетов, которые не предоставят требуемую информацию или предоставят ложную информацию будут обязаны заплатить штраф в размере 40 процентов от суммы сокрытой финансовой информации.
  • Закон запрещает скрывать доходы иностранных инвесторов, путем изменения их статуса в «эквивалент дивидендов».

Одной из самых серьезных проблем для иностранных финансовых учреждений стало требование о раскрытии персональных данных своих клиентов и передаче информации о финансовых транзакциях.

Американские законодатели предложили две основные модели предоставления информации:

1) Финансовые учреждения страны предоставляют информацию о счетах и клиентах налоговому контролирующему органу в своей же стране. Далее этот орган уже передает консолидированную информацию американским контролирующим органам. В зависимости от условий соглашения с таким государством американские налоговые органы в свою очередь могут предоставлять аналогичную информацию налоговым органам такого государства в отношении налоговых резидентов этой страны.

2) Вторая модель предполагает прямой контакт финансового учреждения и американских налоговых органов. В данном случае финансовое учреждение должно зарегистрироваться в IRS для внесения в список финансовых учреждений — участников FATCA. Однако передача  информации будет возможна лишь при условии, если законодательство страны позволяет осуществлять такую передачу. Либо необходимо осуществить либерализацию законодательства и упростить правила обращения с такой банковской информацией.

Российское законодательство на текущий момент (начало июня 2014 года) устанавливает жесткие требования в отношении защиты банковской тайны и очень ограниченно позволяет передавать финансовую информацию фискальным органам зарубежных стран. В связи с чем требуется изменить ряд положений российского законодательства о персональных данных, а также о банковской деятельности.

На текущий момент в России приостановлены переговоры о заключении межправительственного соглашения о применении FATCA, в связи с чем банки  должны регистрироваться самостоятельно в IRS в соответствии со второй моделью, описанной выше. При этом реализация второй модели возможна лишь при изменении российского законодательства. В частности, в Государственной думе находится законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части передачи информации налоговым органам  иностранного государства), в соответствии с которым предполагается внесение изменений в ряд нормативных актов РФ.

В соответствии с законопроектом изменяется законодательство РФ в части обращения с информацией, являющейся банковской тайной, а также персональными данными.  После принятия закона банки смогут соответствовать требованиям FATCA и передавать соответствующую информацию.

Во внутренних службах финансовых организаций, и в частности, комплаенс департаментах идет работа по подготовке к началу работы по FATCA.

Прежде всего, необходимо:

  • проанализировать все счета, открытые в финансовом учреждении и выявить те, которые подпадают под необходимость раскрытия информации налоговым органам США.
  • осуществить классификацию владельцев счетов, как юридических лиц, так и физических в соответствии с требованиями FATCA.
  • отдельное внимание стоит  уделить крупным счетам, размер средств на которых превышает миллион долларов США, поскольку налоговые органы США имеют право запрашивать документы в бумажной форме, которые подтверждают личность владельца, а также транзакции, которые проводятся по счету.
  • нельзя упускать из виду и необходимость адаптации юридической базы —  договоров банковского счета и других документов, которые банки подписывают со своими клиентами, а также адаптировать «условия оказания услуг» и аналогичные документы.

Применение FATCA начнется с 1 июля 2014 года.