История комплаенс в России.

История комплаенс в России значительно короче, по сравнению с историей в США, Великобритании и многих европейских государств.

Так, в 1999 году в Указании Банка России №603-У «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» было дано первое определение комплаенс контроля в России:CBRF

«Комплаенс контроль — внутренний контроль за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитной организации, осуществляемых в соответствии с настоящим Указанием. Комплаенс контроль является частью системы внутреннего контроля кредитной организации».

Таким образом, Банк России стал первым регулятором в России, который обозначил статус системы комплаенс контроля.

Дальнейшее развитие связано с деятельностью иностранных организаций в России. Необходимость соблюдать требования в частности: FCPA (Foreign Corrupt Practices Act), США и  SOX (Sarbanes-Oxley Act), требующих проведения специальных процедур, специальной отчетности и правил ведения бизнеса во избежание мер ответственности за стороны контролирующих органов США, а также распространение правил на контрагентов иностранных организаций в России.

Комплаенс выходит за рамки только финансовых организаций и постепенно внедряется в различных отраслях, что приводит к созданию новых единиц в корпоративной структуре.

Вступившие в силу в 2013 году изменения ФЗ РФ №273 «О противодействии коррупции», возложили на российские организации обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, что является одним из существенных элементов комплаенс.

Согласно статье 13.3 меры по предупреждению коррупции могут включать:
  • определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  • принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
  • предотвращение и урегулирование конфликта интересов; а также
  • недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Отсутствие в организации системы мер по предупреждению коррупции теперь свидетельствует о несоблюдении российского законодательства.

Комплаенс стал обязательным элементом деятельности любой организации в Российской Федерации.

Добавить комментарий